Традиции суверенной Беларуси
День народного единства - государственный праздник в Беларуси, отмечаемый ежегодно 17 сентября. Учреждён 7 июня 2021 года указом №206 президента Александра Лукашенко.
Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.
Суверенитет нашей страны буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжелых испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Эти черты характера и сегодня присущи белорусскому народу. Не дают им исчезнуть не только память о подвигах наших предков, но и те многочисленные вызовы, с которыми приходится сталкиваться нашему молодому государству. «Сегодня Беларусь держит удар во всех сферах жизни: политической, дипломатической, информационной, общественной, на уровне военных угроз, в сфере исторической политики», – заявил А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки. «Кто-то очень хочет, чтобы белорусы навсегда утратили свою идентичность и завершили путь как нация, растворились в глобальном мире», – сказал Глава государства.
Ключевой фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны – единство народа. Поэтому закономерно, что 2021 год был объявлен Президентом Республики Беларусь Годом народного единства.
Тема единства белорусского народа получила свое развитие и в ходе VI Всебелорусского народного собрания. На высшем уровне было поддержано предложение делегатов об учреждении Дня народного единства.
Учитывая, что дата 17 сентября 1939 г. является символом восстановления исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепилась в национальной исторической традиции, Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 № 206 в нашей стране учрежден государственный праздник − День народного единства, который будет отмечаться ежегодно, 17 сентября.
Сегодня, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что главная сила, которая обеспечила воссоединение западных и восточных белорусов – это идущее из глубины народной души стремление достойно жить в едином сильном государстве. Единство – это надежный щит нации, готовой сплотиться в трудный момент, залог стабильности и основа для дальнейшего развития.
Разделение белорусского народа в результате Рижского мирного договора 1921 г. и нахождение Западной Беларуси в составе Польши
В первой половине ХХ в. белорусский народ познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли, на которых проживало 3,4 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет оказались включены в состав Польши.
Это разъединение произошло 18 марта 1921 г., когда в Риге был заключен мирный договор, подписанный делегациями Польши, РСФСР и УССР без участия делегации Беларуси. Белорусская нация и ее этническая территория после Рижского мирного договора оказались разделенными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти территории как предназначенные для полонизации «дикие окраины», Польша стала государством, в котором поляки составляли только 64% населения.
По существу, этот договор заложил глубинные антагонистические межгосударственные противоречия и породил неустойчивость в межнациональной безопасности народов Восточной Европы. Он исторически был обречен на неудачу, так как нарушал территориальную целостность восточных народов-соседей Польши.
Договор был антибелорусским по сути, не соответствовал национальным интересам белорусского народа. Юридически он закреплял независимость Социалистической Советской Республики Беларуси и давал определенные гарантии белорусам для организации национально-культурной жизни в составе польского государства. Однако польские правительственные круги не думали о выполнении положений договора.
Территории Западной Беларуси назывались северо-восточной окраиной польского государства («крэсы всходне»). Уже в самом наименовании данной территории сквозит идея непризнания права белорусов на самоопределение.
Суть внутренней политики польских властей в межвоенный период можно определить как «Польша для поляков». По отношению к национальным меньшинствам попирались не только статьи Рижского мирного договора и Версальского трактата, но и польская Конституция.
Объективный анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика, которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-просветительской дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
Политика правовой дискриминации национальных меньшинств получила свое логическое развитие в официальном заявлении польского министра иностранных дел Ю.Бека на заседании Лиги Наций в Женеве в сентябре 1934 г. В его выступлении был озвучен тезис об отказе Польши от данных ранее гарантий по соблюдению прав национальных меньшинств.
Западная Беларусь являлась отсталым аграрно-сырьевым регионом польского государства. Это отрицательно сказывалось на положении населения, что особенно ярко проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. В наиболее тяжелом положении оказалась западнобелорусская деревня, где проживало подавляющее большинство населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности деревни и налогового бремени. В городах из-за спада в промышленности росла безработица. Социальная напряженность дополнялась национально-правовым гнетом.
Справедливость этого высказывания подтверждают следующие цифры: в 1931 г. 85% населения края проживало в сельской местности и только 15% – в городе. Составляя 24% территории и 13% населения польского государства, Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства в 1926 г. сконцентрировали всего лишь 1,8% рабочих и 2,8% предприятий с 20-ю и более рабочими, а удельный вес в общем объеме промышленного производства Польши с трудом достигал 3%.
Аграрная политика польских властей была подчинена в первую очередь задаче всемерного упрочения и усиления «польского начала» в жизни края. Это предопределило ставку государства в западнобелорусской деревне на «польский элемент» (помещиков, военных колонистов-осадников и сельскую буржуазию католического вероисповедания). Проводившиеся реформы не разрешили аграрный вопрос в пользу безземельных и малоземельных крестьян, составлявших большинство сельского населения края – наоборот, они еще больше обострили земельный голод.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику, направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа. Особенно это отчетливо проявилось в образовательной сфере. Так, если в начале 1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ, то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы. Если к 1941 г., в БССР насчитывалось 25 высших учебных заведений и около 20 тыс. студентов, то об открытии вузов в Западной Беларуси не могло быть и речи. Белорусским организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность, польскими властями чинились постоянные препятствия, к 1939 г. большинство из них были ликвидированы.
При этом к концу 1930-х годов польские власти так и не смогли обеспечить обещанного всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы неграмотности. Во многих местностях Западной Беларуси, особенно на Полесье, продолжали существовать «бесшкольные округа». Всего на западнобелорусских землях в 1938/1939 учебном году не посещали школу более 100 тыс. детей.
Польская политика ассимиляции сводилась к триаде: местное население должно было думать по-польски, учиться по-польски и в духе польской государственности. Господствовало мнение о белорусах как о «пассивной массе» без «собственных государственных традиций».
Однако это противоречит многочисленным историческим фактам, показывающим масштаб национально-освободительного движения на присоединенной территории. Только в 1923 г. на территории Западной Беларуси было зарегистрировано 590 протестных акций, в которых участвовало 126 тыс. человек. В том же году 6 тыс. партизан осуществили около 500 боевых операций.
В результате главным методом политического управления стало принуждение, временами переходящее в террор.
В конце 1923 г. в тюрьмах Западной Беларуси насчитывалось 1,3 тыс. политических заключенных, в том же году к смертной казни были приговорены 109 человек, подавляющее большинство – белорусские патриоты. В 1927 г. польскими властями была разгромлена Белорусская крестьянско-работницкая громада – крупнейшая белорусская политическая организация (в январе 1927 г. насчитывала более 100 тыс. членов, объединенных почти в 2 тыс. кружков). С 1934 г. в Березо-Картузском концентрационном лагере оказались тысячи «общественно опасных элементов».
Справочно.
Юридическим основанием для создания названного концлагеря стал изданный 17 июня 1934 г. совместный декрет Президента Польши И.Мосьтицкого и польского правительства о местах изоляции социально опасных элементов. Этот документ вместе с И.Мосьтицким подписали Председатель Совета Министров Польши Л.Козловский, а также все члены правительства. Декрет нарушал международные обязательства Польши, гражданские права и нормы правосудия.
В результате в период со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская Полесского воеводства (сейчас г.Береза, Брестская область) действовал концлагерь, режим в котором не уступал порядкам в концлагерях нацистской Германии.
В нем содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники действующей власти: коммунисты, евреи, поляки, украинцы, белорусы и лица других национальностей. По данным открытых источников, общее количество заключенных за весь период существования лагеря оценивается порядка в 10 тысяч человек.
О невыносимых условиях нахождения в концлагере как нельзя лучше свидетельствуют слова первого коменданта концлагеря, подинспектора польской полиции Б.Греффнера о том, что из лагеря есть только две дороги: в больницу или могилу.
Совершенно другая ситуация складывалась в жизни белорусского общества в советском государстве. С образованием 31 декабря 1922 г. СССР, одной из республик-основательниц которого стала ССРБ, сформировались благоприятные условия для практического решения проблемы возвращения восточных белорусских этнических земель. Так, в результате двух укрупнений, проведенных в 1924 и 1926 годах, в состав БССР были включены белорусские районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Тем самым созданы условия для экономического, социального и культурного развития белорусского народа и его государственности. Однако до полного восстановления целостности белорусского народа эту работу нельзя было назвать завершенной.
Договор о ненападении между Германией и СССР
Инициативы Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и Польши, которые стремились достичь своей безопасности за счет советского государства, направляя агрессию нацистской Германии и ее сателлитов на Восток.
Кстати в 1933 г. Польша стала вторым государством (после Ватикана), которое официально признало нацистский рейх, обеспечив ему таким образом поддержку на международном уровне.
Таблица
Договоры с нацистской Германией
Дата | Страна, договор |
1933 – 15 июля | Великобритания, Франция, Италия – пакт четырёх |
1934 – 26 января | Польша – пакт Гитлера – Пилсудского |
1935 – 22 апреля | Великобритания – морское соглашение |
1936 – 25 ноября | Япония – антикоминтерновский пакт |
1938 – 30 сентября | Великобритания – декларация о ненападении |
1938 – 6 декабря | Франция – декларация о ненападении |
1939 – 23 марта | Румыния – экономическое соглашение |
1939 – 22 марта | Литва – договор о ненападении |
1939 – 22 мая | Италия – пакт о союзе и дружбе |
1939 – 31 мая | Дания – договор о ненападении |
1939 – 7 июня | Эстония – договор о ненападении |
1939 – 7 июня | Латвия – договор о ненападении |
1939 – 23 августа | СССР – договор о ненападении |
Договор о ненападении между СССР и Германией был последним в череде подобных договоров, подписанных между Германией и другими европейскими странами.
Инициатива заключения германо-советского договора принадлежала германской дипломатии, а не советской. В результате в Москве 23 августа 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол» о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Ни договор о ненападении, ни приложенный к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве и не обязывали вести боевые действия против третьих стран либо оказывать помощь в случае участия одной из них в военном конфликте. Заметим, что достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически.
Германо-советский договор не представлял собой ничего экстраординарного с точки зрения политической практики и морали того времени, особенно если его сравнить с Мюнхенским пактом 1938 г. Следует отметить, что еще за год до заключения 23 августа 1939 г. договора о ненападении между Германией и СССР и секретного дополнительного протокола к нему имелось секретное соглашение между Германией и Польшей о разделе Чехословакии: Цешинская область должна была отойти к Польше после того, как германские армии займут Судетскую область. В конце известного совещания в Мюнхене 27 сентября 1938 г. Германия и Польша договорились о «демаркационной линии» на случай, если начнутся военные действия. В результате Польша получила Цешинскую область Чехословакии.
Еще 28 апреля 1939 г. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, а германский генштаб приступил к заключительному этапу разработки плана «Вайс» – захвату Польши. Главнокомандующий германскими сухопутными силами генерал В.Браухич 15 июня подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 августа 1939 г. А.Гитлер отдал распоряжение о том, что прежде всего будет разгромлена Польша. Эти указания прозвучали, когда И.Риббентроп еще не прибыл в Москву для заключения договора. Известно, что задолго до его подписания И.Сталин был проинформирован германским руководством о том, что 1 сентября 1939 г. Германия начнет военную кампанию против Польши, независимо от факта заключения с СССР межгосударственного соглашения. Судьба польского государства была предопределена до подписания германо-советского договора.
Освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 г. и включение Западной Беларуси в состав БССР
1 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши. Началась Вторая мировая война. Правительство и военное командование Польши оказались не в силах противостоять военной машине Германии.
Советское правительство занимало выжидательную позицию, несмотря на попытки Германии втянуть Советский Союз в войну против Польши. Германское руководство в первые сентябрьские дни неоднократно напоминало и даже требовало от Советского Союза решительных действий. 10 сентября В.Молотов заявил германскому послу, что советское правительство должно убедиться в том, что Польша распалась, и тогда оно придет на помощь белорусам и украинцам. Таким образом, Германии дали понять, что для СССР главное – не военные действия, а возвращение белорусских и украинских территорий.
Лишь 16 сентября в частях Красной Армии Белорусского фронта был зачитан приказ о выступлении 17 сентября в освободительный поход на запад. В приказе подчеркивалась освободительная миссия советских войск, которые должны оказать срочную помощь украинским и белорусским рабочим, чтобы спасти их и взять под защиту от врага. Советским войскам было запрещено бомбить и обстреливать из пушек населенные пункты. Требовалось проявлять лояльное отношение к польским военнослужащим, если они не будут оказывать вооруженного сопротивления.
СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши тоже признало, что состояния войны с Советским Союзом нет. Поэтому в своем приказе польским войскам маршал Э.Рыдз-Смиглый 17 сентября подчеркивал: «С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток разоружения наших частей… Войска, к которым подошли Советы, должны вступать с ними в переговоры в целях выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию».
Большинство белорусского населения края воспринимало тогдашние события как акт исторической справедливости, встречало Красную Армию как избавительницу от национального гнета цветами и хлебом-солью. В городах и деревнях собирались многолюдные митинги, на которых рабочие и крестьяне приветствовали своих освободителей. Свидетель сентябрьских событий 1939 г., народный поэт Беларуси М.Танк спустя полвека говорил, что «никаким сводкам, реляциям, более поздним свидетельствам историков не под силу передать тот энтузиазм и радость, с какими трудящиеся Западной Беларуси встречали весть о воссоединении».
С продвижением Красной Армии в западнобелорусских городах и деревнях началось формирование новой системы власти. Уже 19 сентября командующий Белорусским фронтом М.Ковалев отдал приказ, призывающий местное население создавать органы советской власти.
Опираясь на поддержку большей части населения, временные управления и крестьянские комитеты устанавливали новый порядок.
Уже в конце сентября – октябре в Белостокскую, Вилейскую, Полесскую и Новогрудскую области Западной Беларуси из восточных областей БССР было командировано около 3 тыс. партийных работников, в том числе и более 1 тыс. комсомольцев. Главная задача, которую поставили перед ними, – организация выборов в Народное Собрание Западной Беларуси.
Именно Народному Собранию предстояло решить судьбу освобожденных земель.
Днем выборов в Народное собрание было определено воскресенье, 22 октября 1939 г. Выборы проводились на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Правом выбора в Народное собрание пользовались все граждане мужского и женского пола, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. По сравнению с польским избирательным законом 1935 г., выборы в Народное собрание носили куда более демократический характер.
Для проведения выборов в Западной Беларуси было создано 929 округов из расчета 5 тыс. избирателей на округ. Выборы в Народное собрание Западной Беларуси проводились при чрезвычайно высокой активности населения края. С юридической точки зрения это был всенародный плебисцит.
В выборах 22 октября 1939 г. из общего количества 2 763 191 избирателя в голосовании участвовали 96,71%. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7% избирателей.
Работа собрания началась 28 октября 1939 г. в Белостоке. Присутствовали все избранные депутаты. Среди них было: 563 крестьянина, 197 рабочих, 12 представителей интеллигенции, 29 служащих, 25 кустарей, по национальному составу – 621 белорус, 127 поляков, 72 еврея, 53 украинца, 43 русских и 10 представителей других национальностей. Как видно, состав депутатов отражал исторически сложившуюся социальную и национальную структуру населения края.
Справочно.
Народное собрание открыл старейший депутат – 68-летний крестьянин из д. Масевичи Волковысского уезда Степан Струг. Доклад о форме государственной власти в Беларуси сделал известный деятель западнобелорусского национально-освободительного движения Сергей Притыцкий, который в 1936 г. Виленским окружным судом был приговорен к смертной казни за покушение на провокатора в зале суда.
В единогласно принятой Декларации о государственной власти подчеркивалось, что «Беларускі народны сход, які выказвае непахісную волю і жаданне народаў Заходняй Беларусі, абвяшчае на ўсей тэрыторыі Заходняй Беларусі ўстанаўленне Савецкай улады». Также 29 октября 1939 г. единогласно были приняты Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, где подчеркивалось, что воля белорусского народа является высшим законом, и постановлялось: «Прасіць Вярхоўны Савет Саюза Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік прыняць Заходнюю Беларусь у склад Савецкага Саюза і Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі, з’яднаць беларускі народ у адзіную дзяржаву і пакласці тым самым канец раз’яднанню беларускага народа», Декларация о конфискации помещичьих земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.
На последнем заседании 30 октября Народное собрание выбрало полномочную комиссию из 66 человек для поездки в Москву, чтобы передать решение относительно вступления Западной Беларуси в состав СССР. Процесс юридически-правового оформления факта вхождения Западной Беларуси в состав Советского Союза был завершен решениями внеочередной 5-й сессии Верховного Совета СССР 2 ноября и
3-й внеочередной сессии Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 г.
Эти исторические события восстановили территориальную целостность республики и объединили белорусский народ, увеличив почти вдвое территорию и население страны. На западнобелорусских землях были созданы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области.
За короткий отрезок времени были проведены значительные социально-экономические преобразования в интересах большинства населения.
Если в 1938 г. в западных областях Беларуси было лишь около 80 больниц и около 1000 врачей, то в конце 1940 г. здесь имелось 243 больницы и родильных дома, 207 поликлиник и амбулаторий, в медицинских учреждениях работало 1755 врачей и 5585 медицинских работников среднего звена.
Если в 1937/1938 учебном году в Западной Беларуси действовало около 4670 школ, в которых обучение происходило на польском языке, то в 1940/1941 учебном году уже работало 5959 школ, причем более 4500 из них вели обучение на белорусском языке, а остальные – на русском, польском, еврейском и литовском языках. В начале 1941 г. около 170 тыс. взрослых посещали школы по ликвидации неграмотности.
В западных областях БССР были открыты 5 высших учебных заведений и 25 средних специальных. Открылись 5 театров, действовали 220 библиотек и 211 киноустановок.
Началось строительство новых фабрик и заводов. Оборудование для них завозилось из России, Украины и восточных областей БССР. В конце 1940 г. в западных областях действовали 392 промышленных предприятия, на которых было занято около 40 тыс. рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1938 г. и составил 27,6% промышленного производства республики, до 1941 г. безработица в регионе практически была ликвидирована.
Историческое значение воссоединения белорусского народа, современные оценки значимости данного события
Воссоединение Западной Беларуси с БССР имеет большое историческое значение для белорусов. Перед рабочими, крестьянами и интеллигенцией западных областей открылись перспективы развития хозяйственной жизни, науки, культуры, созидательной работы в едином государстве на благо всего белорусского народа. Создавались новые отрасли промышленности: машиностроительная, химическая, электронная, текстильная. Постепенно улучшалось и сельское хозяйство. Опираясь на экономический и научно-технический потенциал всей страны, западнобелорусский регион после воссоединения сделал значительный шаг в социально-экономическом развитии и осуществлении культурных преобразований.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР, как и Западной Украины с УССР, положительно повлияло на ход мировой истории. Оно позволило сорвать гитлеровский блицкриг летом 1941 г. и стало одним из важных факторов разгрома Германии и ее союзников. Этот исторический акт соответствовал интересам большинства населения края, предотвратил угрозу полонизации и ассимиляции белорусов, способствовал консолидации белорусской нации. Осенью 1939 г. территория Беларуси вновь обрела целостность, вернулась в русло вековой исторической традиции. С этого времени национальное единство явилось важнейшей предпосылкой для стремительного национально-государственного развития, общего поступательного движения к прогрессу.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР является событием непреходящей социально-политической значимости для исторической судьбы белорусского народа, укрепления белорусской государственности. Это событие оценивается в белорусской историографии неизменно в позитивном ключе, трактуется в созидательном русле.
Для Беларуси и белорусского народа воссоединение – это акт исторической справедливости, одно из важнейших общественно-политических, социально-экономических, этнонациональных и культурных событий XX столетия.
Изначально Народное собрание Западной Беларуси объявило 17 сентября Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Именно в таком качестве этот день и был торжественно и широко отпразднован в 1940 г. в БССР.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 годов день 17 сентября в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 г. После этого он отмечался в Белорусской ССР неофициально и максимально скромно. Обусловлено это было тем, что центральное советское руководство не считало оправданным лишний раз обижать ставшую важным политическим, экономическим и военным союзником СССР Польскую Народную Республику и бередить раны польской исторической памяти. Ненормальность создавшегося положения отметили ветераны Коммунистической партии Западной Беларуси, и поэтому 22 сентября 1989 г. на рассмотрение ЦК КПБ было вынесено предложение об установлении в БССР общественно-политического праздника – Дня воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР.
В результате Президиум Верховного Совета Белорусской ССР объявил 14 ноября Днем воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР – именно тогда в 1939 г. был принят соответствующий закон. Однако с развалом СССР эта дата тоже перестала отмечаться.
***
Мы, белорусы – единая нация, которая выбрала свой собственный путь развития и твердо его придерживается. Наша сила – в единстве. Когда мы едины – нам не страшны никакие испытания.
Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, несокрушимость и самодостаточность белоруской нации и государственности. «…память об этом событии живет в сердцах белорусов, потому что оно стало актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли. Вот почему нужны суверенитет и независимость – чтобы нас никогда больше против нашей воли не делили. 17 сентября символизирует незыблемость территориальной и этнической консолидации белорусской нации», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки.
Начало 20 века сложный исторический период, в котором значимые события стремительно сменяли друг друга, и чтобы рассказать, о том как Беларусь объединилась, нам придется начать с того, почему она была разделена. А случилось это вскоре после окончания Первой мировой войны.
Сейчас историки все чаще употребляют термин — польско‑советская война. И это не простая перестановка слов. Именно Польша, возрожденная из исторического небытия в результате Первой мировой войны, развязала боевые действия 14 февраля 1919 года. Война огненным валом несколько раз прокатилась по территории Беларуси, Украины, Литвы и самой Польши. Ожесточенные бои шли и на наших землях. Эта война дала нам своих героев, именами которых названы улицы, в их честь воздвигнуты обелиски и мы помним об их подвиге.
На захваченной территории польской администрацией был установлен жесткий оккупационный режим, восстановлена власть помещиков и капиталистов. Проводились массовые аресты противников польского режима и деятелей белорусского национального движения, богатства Беларуси расхищались и переправлялись в Польшу. Государственным языком был объявлен польский, белорусские школы и учреждения культуры массово закрывались. Из госучреждений увольнялись лица белорусского происхождения и православного вероисповедания. Как это всегда бывало, вражеской пропаганде наивно (в лучшем случае) поверили некоторые руководители белорусского национального движения. Рада БНР во главе с И. Ю. Лёсиком даже обратилась к Пилсудскому с письмом, в котором просила передать ей власть в Беларуси.
Однако белорусский народ в большинстве своем не покорился оккупантам. Его борьбу возглавили коммунисты и эсеры. ЦК КП(б)ЛиБ образовал в конце августа 1919 года специальный орган - Бюро по нелегальной работе, занимавшееся формированием партизанских отрядов. В октябре 1919-го ЦК БПС-Р призвал все политические партии создать общий фронт борьбы за освобождение Беларуси. Борьбой белорусского народа руководили Белорусская коммунистическая организация и Белорусский повстанческий комитет.
В 1937—1938 годах польские ученые провели не для широкой публики этносоциологические исследования, изучавшие уровень национального сознания почти в двух сотнях деревень Западной Белоруссии, входившей в то время в состав Польши. Результаты для Варшавы оказались шокирующими.
Анкетирование, проведенное на территории Браславского, Вилейского, Виленско-Трокского, Воложинского, Дисненского, Молодечненского, Ошмянского и Поставского поветов, не показало роста национального сознания местного польского населения. Скорее, наоборот, отмечает в своей научной работе доктор исторических наук из Брестского госуниверситета имени Пушкина Александр Вабищевич: «В качестве родного языка местное католическое население называло белорусский или «простой». В ходе исследования выяснилось, что православные белорусы в деревнях больше тянулись не к польской культуре, а к белорусской».Брестский историк обнаружил реферат, подготовленный сотрудниками политического департамента МВД Польши в середине 1935 года, согласно которому в большинстве поветов Виленского и Новогрудского воеводств часть польского населения и вовсе перешла к белорусскому этносу! Неудивительно, что в конце 1937 года МВД Польши даже пошло на разработку плана «Перспективы внутреннего осадничества», который для достижения «стабильного преимущества польского населения» предлагал колонизацию осадников, выселение непольского населения или его обмен на поляков. «Этими миграционными процессами следовало охватить 6 миллионов человек, — обозначает масштабность той давней задумки ученый. — В случае реализации такого проекта существенно обострилась бы этноконфессиональная ситуация в западнобелорусских землях».К счастью, подобные замыслы остались лишь на бумаге. Зато в реальности заметно обострялась ситуация социальная. В 1921 году была проложена по живому новая госграница, и жители Западной Белоруссии были разделены со своими близкими и родственниками в БССР. Александр Вабищевич констатирует: «На протяжении всего межвоенного периода не было обеспечено западнобелорусским землям обещанного цивилизационного прорыва. Этот регион в пределах Польского государства оставался отсталым и второстепенным и не получил возможностей для полноценного национально-культурного развития.
Воссоединение республики положило этому конец. Депутат Палаты представителей, член-корреспондент НАН и доктор исторических наук Игорь Марзалюк констатирует:
17 сентября 1939 года — одно из самых важнейших событий белорусской истории ХХ столетия. Но оценивать значение любого события стоит в его историческом контексте. В данном случае — сквозь призму несправедливого Рижского мира. Только тогда мы сможем осознать все величие, всю радость и весь трагизм этого дня.
Выстроив свою государственность, Беларусь смогла не только сохранить идентичность, но и приумножить ее. В этой связи День народного единства является фундаментальной идеологемой сплоченности белорусского народа.
Сегодня белорусский народ сдает экзамен на социальную зрелость. В нашей истории немало знаковых дат, связанных с победами, экономическими, политическими, научно-техническими и культурными достижениями. В то же время всегда есть незыблемые и сложно осознаваемые вехи, выраженные не только в датах, но и сконцентрированные в самом процессе формирования как традиций, так и инноваций. Диалектика жизни подсказывает траекторию общественного движения и развития.
В данном контексте День народного единства — это завершающий этап осмысления народом своей исторической роли и миссии в общей канве мировой цивилизации.
Говоря о праздновании Дня народного единства, Президент рассказал, что при учреждении этого праздника колебался, делать ли его выходным. В итоге было принято решение оставить его рабочим днем. "Я, как человек из производства, привыкший работать без выходных, наверное, пожадничал", - признался Александр Лукашенко.
В то же время он заметил, что этот вопрос остается открытым. "Я готов эти полномочия передать законодательному органу - вы уже потом будете выходные объявлять, - заявил он. - Этот вопрос не закрыт, его можно решить в любое время. Пока начнем с этого".
Президент убежден, что День народного единства учрежден 17 сентября вполне справедливо, эту дату можно считать днем воссоединения белорусского народа. "Поэтому не надо на нас тут катить, кричать. Праздник будет. Это действительно праздник. Если бы этого дня не было, не было бы нашей страны. Это для нас святой праздник", - подчеркнул глава государства.
В Беларуси ко Дню народного единства на различных уровнях запланировано большое количество различных общественно-политических и патриотических мероприятий, а также в сфере культуры, музейной деятельности и медиа
Интернет-проект «Официальные геральдические символы Республики Беларусь»
В настоящее время интерес к белорусской символике чрезвычайно актуален. В первую очередь это связано с осознанием каждым жителем нашей страны того факта, что он – гражданин Республики Беларусь, а также с национальным и духовным возрождением белорусского народа в целом. Символика – часть нашей богатой истории, яркий и уникальный элемент идеологии и культуры. Наиболее востребованы и значимы Государственные Герб, Флаг и Гимн, которые являются своеобразным «олицетворением» страны. Наряду с ними активно используется как важный атрибут национального самосознания символика – эмблемы, флаги и нагрудные знаки государственных органов и организаций, различных общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Все они составляют официальные геральдические символы и представляют собой систему отличительных условных знаков, принятых к использованию в Республике Беларусь.
Официальные геральдические символы составляют Государственный геральдический регистр – информационный ресурс Республики Беларусь.
Его формирование осуществляется в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции. Доступ к различным источникам информации является неотъемлемой частью функционирования современного общества. Реальная эффективность новых знаний заключается не только в беспрепятственном и своевременном получении пользователями предназначенной для них информации, но и дальнейшем ее использовании. Весьма востребованным информационным ресурсом в настоящее время является комплекс официальных геральдических символов.
Департаментом и Белорусским научно-исследовательским центром электронной документации были разработаны средства для представления в сети Интернет Геральдического регистра – сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» (далее – сайт). Разработка и внедрение этого сайта направлены на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь и имеет не только отраслевое назначение, но и общегосударственное.
При подготовке сайта были приняты за основу следующие критерии размещения информации:
полнота – влияет на качество информации и определяет ее достаточность для формирования новых знаний и дальнейшего использования;
достоверность – соответствие данных реальному положению дел, которое основано на официальных документах;
адекватность – степень этого соответствия относительно действительности;
актуальность – важность информации в данный период времени;
субъективность – знания, построенные на основе восприятия и обработки информации, полученной на сайте;
объективность – достоверные знания, сформированные без влияния на них субъективного мнения.
Подготовленный сайт имеет следующие разделы:
государственные символы Республики Беларусь;
территориальная геральдика;
символика государственных органов;
символика государственных организаций;
символика профессиональных союзов;
символика общественных объединений.
Изображения и описания ОГС размещены на 2,5 тыс страницах, а общий объем сайта составляет 3,5 ГБ.
На 18 января 2022 г. на сайте имеется информация о более двух тысячах официальных геральдических символах с перспективой его дальнейшего дополнения и расширения.
Краткая характеристика разделов сайта
- Государственные символы Республики Беларусь
На сайте представлены эталонные изображения Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь с их официальным описанием (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»).
2. Территориальная геральдика
Территориальные геральдические символы – гербы и флаги областей, районов, городов, городских поселков и деревень. Территориальные гербы Беларуси условно можно разделить на две категории. К наиболее значимой группе относятся исторические гербы, существовавшие в качестве отличительных геральдических знаков в прошлом. В XVI–XVIII вв. гербы городов являлись непременными атрибутами городского самоуправления. В конце XVIII-XIX вв. гербы, составленные в Российской Герольдии при сенате, гербы присваивались городам в рамках проведения административной реформы.
В современных условиях новые территориальные гербы и флаги, аккумулируя все лучшее, что было в прошлом, достойно продолжая исторические традиции белорусской геральдики, рождаются на наших глазах.
В настоящее время на сайте представлены гербы и флаги более двухсот административно-территориальных единиц Беларуси.
3. Символика государственных органов и организаций
На сайте размещены официальные геральдические символы (эмблемы, флаги, знамена, нагрудные знаки отличия и различия, юбилейные медали) органов и организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, министерств и подчиненных им организаций, государственных комитетов и других организаций. Символика прошла геральдическую экспертизу и получила одобрение в Геральдическом совете при Президенте Республики Беларусь. В Геральдический регистр символика была внесена после ее учреждения указами Главы государства и руководителями соответствующих ведомств и организаций.
4. Символика общественных объединений и профессиональных союзов.
К официальным геральдическим символам этого раздела относятся эмблемы, флаги и нагрудные знаки. Их изображения дополнены официальным описанием.
На сайте представлена символика общественных объединений по нескольким направлениям своей деятельности:
республиканские государственно-общественные объединения;
просветительные, культурно-досуговые, воспитательные общественные объединения;
научные, технические, профессиональные общественные объединения;
благотворительные общественные объединения;
молодежные, детские общественные объединения;
общественные объединения ветеранов, инвалидов;
общественные объединения защитников природы, памятников истории, культуры;
творческие общественные объединения;
физкультурно-спортивные общественные объединения.
Таким образом, сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» является информационным ресурсом в профессиональной деятельности педагогических работников учреждений образования.
Материалы, размещенные на сайте, могут служить дополнительным источником информации при подготовке открытых уроков, тематических выступлений, проведении мероприятий, конкурсов, викторин.
Знакомство с сайтом, сравнительный анализ и систематизация по разделам (темам) его содержания – предметом исследования при написании самостоятельных сочинений, курсовых и дипломных работ.
Изображения официальных геральдических символов – наглядным пособием для творческой деятельности учащихся и студентов.
Изучение территориальной геральдики будет способствовать более глубокому изучению истории, характерных занятий жителей, особенностей флоры и фауны различных регионов Беларуси.
Знакомство с наградной системой Республики Беларусь позволит привить чувство гордости к заслуженным людям нашей страны, уважения к награжденным членам семьи.
Систематическое обращение к сайту будет способствовать воспитанию у молодого поколения патриотических чувств и уважения к истории и традициям своей Родины.