Ответственность родителей за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей
Семья — социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с данной Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.
Для реализации основных положений Конвенции о правах ребенка были приняты Законы Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000)». В данных нормативных документах закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, определены принципы государственной политики в отношении детей, установлены обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка. В частности, законодательно закреплены: право каждого ребенка жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на жилище, право на наследование им родителей (статья 16, 18, 19) и др.
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, семья находится под защитой государства. Государство осуществляет заботу о семье путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании и других видов помощи семье.
Правовые основы семейного воспитания содержатся также в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об образовании. В частности, Конституция РБ обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду, воспитывать у них трудолюбие.
Статья 35. КОДЕКСА РБ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление матери и отцу равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей. Родители, не выполняющие свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, лишаются родительских прав. Основаниями для этого могут служить: жестокое обращение с детьми, антиобщественное поведение родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.), тяжелые психические расстройства родителей и т. п. В сложных для детей семейных ситуациях органы опеки и попечительства осуществляют надзор и регулируют отношения родителей и других родственников к детям.
Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка.
Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении ситуации, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.
Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.
В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.
Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, 24 ноября 2006 г. издан Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).
1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение <*> в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
В то же время Декрет №18 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.
В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.
Ст.9.4. Кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении.
Невыполнение родителями или лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа.
Что важно знать о наркотиках
«Наркоман!» - это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? А за ним – искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!Очень многое, если не основное зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: «Дети требуют внимания!».Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.Нынешние и будущие мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью к специалистам.Не каждый, кто пробует наркотики, становится наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды пробовал наркотик.Что такое наркотики? Для достаточно полного понимания проблемы противодействия распространения наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийся внешне простым вопрос.Наркотические средства и психотропные вещества можно разделить на две категории: легализованные в жизни общества (то есть медицинские лекарственные препараты, которые используются гражданами при различных заболеваниях по назначению врача) и незаконно производимые и распространяемые.В первую группу наркотиков входят различные лекарства в виде таблеток, ампул, порошков, микстур, применяемые в медицинских целях, подлежащие в нашей стране контролю и включенные в списки, принятые Минздравом Беларуси.При злоупотреблении ими организм разрушается не меньше, чем от героина. Они могут отрицательно влиять на умственные и физические возможности человека. Болезненное пристрастие к обезболивающим, успокаивающим и снотворным наркотикам довольно распространенное явление. Наркотический препарат, принимаемый по предписанию врача, приносит пользу, облегчает страдания. Прием того же препарата в больших дозах и без рекомендаций врача опасен и может стать роковым. Закономерно, что степень риска возрастает по мере увеличения частоты и продолжительности приема этих наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств. Чем больше эти параметры, тем серьезнее опасность возникновения зависимости.Ко второй группе относятся изготавливаемые нелегально из растительного сырья (коки, конопли, мака и др.) или химических веществ для немедицинского употребления. Это такие наркотические средства и психотропные вещества, как:- опий, героин, которые получают из снотворного мака, выращиваемого как в нашей стране, так и за рубежом;- марихуана и гашиш (анаша), получаемые из конопли. Не стоит доверять высказываемым, что, мол, «травка» - это не опасно, на нее на «подсаживаются». Да, привыкание к гашишу и марихуане развивается медленнее, но круг общения курильщика марихуаны состоит их одних наркоманов, он ведет себя как наркоман, думает как наркоман, выглядит как наркоман, и переключение на другой наркотик становится лишь вопросом времени. Очень многие люди, погибшие от наркотиков, начинали карьеру наркомана именно с марихуаны;- различные синтетические наркотики, изготавливаемые в подпольных лабораториях на основе синтеза химических веществ, например как набравший уже популярность среди молодежи – амфетамин. Амфетамин – стимулятор центральной нервной системы. Он не вырабатывают энергию, как пища, а скорее пускает в дело энергию, которая уже есть в организме. Данное психотропное вещество является наиболее близкими синтетическими аналогом психостимулятора кокаина. Амфетамин не становится пристрастием, но входит в привычку и его кажущаяся безобидность приводит к тому, что доза постоянно увеличивается. Длительное время его употребления вызывает паранойю и настоящую ментальную дезориентацию. Амфетамин – скверное дело, будь он в таблетках или в порошке, и дела могут быть также плохи, если не хуже, как и с героином;Любые наркотики, включая медикаменты, по существу, - ЯД! Они лишь различаются по степени и характеру воздействия на организм.Коварная особенность наркотика заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество неоднократно, в течении некоторого времени перестает реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения.Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку к этим веществам – человек становится наркоманом.
Разговор с детьми о ВИЧ и СПИДе
Хотя разговор о СПИДе с ребенком может оказаться трудным, важно поднимать эту тему в семье. Исследования показали, что к третьему классу начальной школы 93% детей уже что-то слышали об этой болезни. Однако, несмотря на то, что дети узнают о ВИЧ/СПИДе довольно рано, эта информация часто является искаженной и пугающей. Вы можете внести явность в картину, которая сложиться в голове вашего ребенка, только при условии, что сами будете знакомы с фактами. ВИЧ передается от человека к человеку посредством контакта с кровью, спермой, вагинальным секретом, или грудным молоком инфицированного. Заражения ВИЧ можно избежать, используя во время сексуального контакта латексный презерватив, не пользуясь совместно иголками для инъекций наркотиков, а также избегая контактов с физиологическими жидкостями другого человека. Итак, поддерживайте собственную осведомленность. Поделившись этой информацией со своим отпрыском, вы сможет уберечь его от опасности и развеять его страхи. В конце концов, разговор с ребенком о СПИДе закладывает фундамент для дальнейших бесед о ВИЧ-превентивном поведении. Вот некоторые подсказки, которые помогут вам начать разговор:Начните разговорПодождите удобного случая, чтобы поговорить о СПИДе с ребенком. Попробуйте привязать разговор к тому, что ребенок слышит или видит, например, к рекламе о СПИДе. После того, как вы с ребенком посмотрите рекламный ролик, спросите его: «А ты уже слышал о СПИДе? Как ты думаешь, что такое СПИД?» Таким образом вы можете выяснить, что известно вашему ребенку, и уже дальше действовать, исходя из услышанного.Преподнесите фактыПодайте честную, точную информацию, соответствующую возрасту ребенка и его развитию. Восьмилетнему ребенку можно сказать: «СПИД - это болезнь, от которой людям бывает очень плохо. Её вызывает вирус, который называется ВИЧ. Вирус – это маленький микроб». Ребенок постарше сможет усвоить более подробную информацию: «Твое тело состоит из миллиардов клеток. Некоторые из клеток, которые называются Т-клетками, помогают организму бороться с болезнями и оставаться здоровым. Но если в организм человека проникает вирус ВИЧ, он начинает убивать Т-клетки. Через некоторое время организм больше не может бороться с болезнями, и такой человек заболевает СПИДом». Дети 10-12 лет уже должны понимать, как презервативы могут защитить людей от СПИДа, а также знать, что вирус может передаваться от больного к здоровому человеку, когда они вместе пользуются шприцами для приема наркотиков. (Если вы уже объяснили своему ребенку, что такое сексуальные отношения, вы можете добавить: «Во время сексуальных отношений сперма из тела мужчины попадает в тело женщины. Эта сперма может содержать ВИЧ». Если вы еще не говорили с ребенком о сексе, не нужно поднимать эту тему во время первого рассказа о СПИДе. Это не лучшая идея связать первую информацию о сексе, которую получит от вас ребенок, с такой серьезной болезнью). Подкорректируйте информацию, которую получил ребенокДетские заблуждения, связанные со СПИДом, могут быть очень пугающими, поэтому важно подкорректировать их как можно раньше. Представьте, что ваш восьмилетний ребенок однажды пришел со школы в слезах, потому что он упал на стадионе и до крови расшиб коленку, а другие дети сказали ему, что теперь он заразится СПИДом. Как родитель вы должны объяснить: «Все в порядке, СПИДа у тебя нет. Нельзя заразиться СПИДом через царапину на колене. Ты можешь заразиться, если жидкости твоего тела смешаются с телесными жидкостями человека, который болен СПИДом. Тебе это понятно?» После такого разговора важно проверить, что же ребенок запомнил из вашего рассказа. Для того чтобы ребенок, особенно маленький, усвоил, что такое СПИД, вам придется провести с ним не один разговор.Воспитывайте в ребенке самоуважение Когда мы часто хвалим своих детей, ставим перед ними реальные цели и поддерживаем их интересы, мы помогаем им воспитывать уважение к себе. А это очень важно, поскольку, когда дети довольны собой, они с большей вероятностью устоят перед соблазном вступить в половую связь до того, как будут готовы к этому, или попробовать наркотики. Одним словом, они с меньшей вероятностью будут демонстрировать поведение, которое может быть опасным в плане заражения СПИДом. Ставьте безопасность ребенка на первое местоНекоторые взрослые ошибочно считают, что СПИД – это болезнь гомосексуалистов. Во что бы вы сами не верили, пусть ваши убеждения или ощущения не помешают вам рассказать ребенку факты о СПИДе и способах его передачи - эта информация необходима для его здоровья и безопасности. Будьте готовы к тому, чтобы обсудить смертельный исходВо время разговора с детьми о СПИДе могут всплыть вопросы о смерти. Подготовьтесь ответить на них, прочитав книги, доступные в библиотеках или книжных магазинах. На первое время предлагаем вам три полезные подсказки:Объясните о смерти простыми словами. Расскажите, что когда кто-то умирает, он прекращает дышать, кушать, чувствовать голод или холод, и что больше мы не сможем увидеть этого человека. Это нормально, если маленькие дети не смогут понять, что такое смерть. Будьте терпеливы и повторите свой рассказ столько, сколько буде необходимо.Никогда не сравнивайте смерть со сном. Ребенок может начать бояться, что если он уснет, то уже не проснется.Поддержите ребенка морально. Если необходимо, скажите ему, что не умрете от СПИДа, и он тоже не умрет. Подчеркните, что хотя СПИД – очень серьезная болезнь, ее можно предотвратить.
ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!Как говорить с детьми о ВИЧ-инфекции и СПИДеВы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, что рассказать Вашему ребенку и как лучше это сделать.Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения должны быть простыми и доступными. Желание детей - уверенность в безопасности вашей и своей. А задача родителей сделать эту безопасность реальной. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе - все это процесс формирования полезных привычек.Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста: Вопрос: "А правда, что если я буду плохо себе вести, то заболею СПИДом?" Ответ: "Нет, если дети плохо себя ведут, они не болеют СПИДом. Но мы с папой будем очень расстроены, что у нас такой непослушный ребенок". Вопрос: "А я могу заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?" Ответ: "Нет, от прививки заразится ВИЧ нельзя. Врач каждому делает прививку одноразовым шприцем, который после обеззараживают и выбрасывают".Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Им можно сказать, что СПИД - это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ.Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека - это замок, в котором живут сказочные жильцы - клеточки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование полезных привычек.Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста: Вопрос: "Как люди заражаются ВИЧ?" Ответ: "Большинство подростков и взрослых могут заразиться ВИЧ, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Можно заразиться, при сексуальных контактах".А вот стоит ли обсуждать с детьми такого возраста, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам. Вопрос: "А дети могут заразиться ВИЧ?" Ответ: "Очень немногие дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили этот вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы".Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор. Но имейте в видуриск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален; Вы не можете постоянно следить за тем, что делает Ваш ребенок; именно Вы должны убедить Вашего ребенка принимать верные решения. Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и контрацепции. А также о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы. Поэтому поговорите с ними о: Половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и т.д.). О контрацепции, в частности о презервативах, - средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек.Конкретно о заболеваниях, передающихся половым путем, включая и ВИЧ. Об опасности алкоголя и наркотиков. С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на: отсроченное начало половой жизни; принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;соблюдение взаимной верности половых партнеров. взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;использование презерватива при каждом половом контакте;отказ от употребления наркотиков.Начать такой разговор достаточно сложно, поэтому обдумайте, что и как Вы хотите сказать Вашему ребенку. Признайтесь, что чувствуете себе неуверенно, скажите что-нибудь вроде: "Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они не делали этого". Можете сказать, что многие ВИЧ-инфицированные заразились в подростковом возрасте. Но помните, что главное условие любого разговора - это честность. Найдите в себе силу честно ответить, что не знаете или не готовы дать ответ на какой-либо вопрос и перенесите ответ на другое время. Если, по каким либо причинам, Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, - всегда можете обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).