ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ
Открытые занятия и воспитательные мероприятия - одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.
Открытое занятие в отличие от обычных - специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие - средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим занятие. Формулировки методической цели разнообразны.
К подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований.
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов.
Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Учебное занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.
Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэму педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков детей. Дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком; ребенок, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в группе из 15 человек сидят 8-10 педагогов.
Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время отведенное на изучение тем.
Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. Рекомендуется сообщить детям о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит детей к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.
Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы УДОД и методических объединений.
Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.
Порядок подготовки и проведения открытого учебного занятия
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия - освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ занятия посещающими также отличается от оценки при проверках работы педагога или при изучении его педагогического опыта.
Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, педагог на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), педагог должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных занятий открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. По возможности планы занятий усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора, курирующим методическую работу, тиражируются для предоставления посетителям.
Наблюдения на открытом занятии. В отличие от посещения занятий с целью контроля или поиска элементов новизны в опыте педагога на открытых занятиях наблюдают новую методику, предлагаемую педагогом. Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются не замеченными посетителями). Наблюдающий занятие определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом занятии посещающий его педагог также отвечает на вопросы:
- сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте;
- каковы границы его применения;
- возможны ли негативные последствия его использования;
- какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.
Посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.
Анализ открытого занятия. Анализ открытого занятия с участием посетивших занятие не является обязательным. В анализе открытых занятий, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого педагога (то есть он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых педагогов анализу занятия), вначале слово дается педагогу - автору учебного занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное - обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п.
Перед открытым занятием педагог делает небольшое вступление, подготавливая коллег к восприятию урока, даёт некоторое представление о предварительном педагогическом планировании, о месте этого урока в ряду других, в контексте деятельности педагога, об особенностях группы.
После урока: педагог анализирует как реализовано задуманное, какова продуктивность его взаимодействия с детьми, как конкретные педагогические действия повлияли на ход урока и его качество в целом
Вопросы, которые могут задать после посещения урока:
- Оцените + и – проведённого вами урока
- По каким критериям вы оцениваете деятельность детей в контексте реализации темы урока
- По каким принципам осуществляете подбор материала для урока
- От чего Вы непременно отказались бы в только что проведённом уроке
- Проанализируйте драматургию вашего общения с детьми с точки зрения таких характеристик как диалогичность и эмоциональность
- Проанализируйте результативность реализации темы с точки зрения логической последовательности ваших заданий и вопросов детям
- Аргументируйте целесообразность использования приёмов в практике