Организация исследовательской работы учащихся
При выборе форм организации исследовательской работы необходимо учитывать следующие моменты:
- содержание курса данного предмета
- уровень развития и подготовленности учащихся
- интерес учащихся к определенным разделам данного предмета
Одно из главных требований к формам и методам научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Многолетний опыт исследовательской практики свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигают азы исследовательской работы, технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе исследований, составлять по данным научно-исследовательской работы и выступать с ними на научно-практических конференциях
- Необходимо правильно выбрать тему работы. Тема исследования должна отвечать нескольким условиям:
- должна основываться на пройденном материале или текущем материале.
- должна соответствовать тому направлению, в котором работает ученик или научное общество в целом.
- должна быть интересна учащимся.
- Опираясь на формы и методы процесса обучения можно предложить несколько направлений исследовательской работы, с учащимися это:
а) наблюдения
- за домашними питомцами
- за зимующими, перелетными, кочующими птицами
- за животными живых уголков, вивариев или экзотариумов
- за комнатными растениями
- за растениями в парках, скверах, на улицах города.
б) Проведение и дальнейшее описание экспериментов, опытов на комнатных растениях, растениях учебно-опытных участков, животных живого уголка, вивариев и т.п.
в) Проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.
г) Самостоятельная работа практического характера:
- описание объекта (например, описание муравейников или геоботаническое описание площадок)
- исследовательская работа, как один из видов самостоятельной работы
Направления исследовательской деятельности могут быть разные:
- по заданию ВУЗов
- по коммуникационным проектам
- по методикам, описанным в литературе
- по международным, региональным, областным, городским проектам.
Исследовать можно все!!! Любые объекты живой и неживой природы, используя при исследовании различные методики биологических или физико-химических анализов. Рекомендуется проводить исследования в комплексе!
Что дает реализация научно-исследовательской деятельности с учащимися?
Эта деятельность позволяет кроме образовательных решить ряд следующих проблем:
- ознакомить учащихся с методологией и методикой объективного научного исследования
- привить навыки по сбору, анализу и обработке информации
- получить конкретные данные о состоянии местных экосистем и использовать их в дальнейшей работе на основании полученных результатов
- взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений УДО
Правила оформления результатов исследовательской работы учащихся. Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.
I раздел "Введение"
В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, ее научное и практическое значение.
II раздел "Основная часть"
1 Подраздел: "Цели и задачи"
Здесь автор должен сформулировать цель и задачи исследования, показать знания основных работ по исследовательскому вопросу, а также умение работать с литературой: подобрать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление. В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
2 Подраздел "Обзор литературы"
Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы.
Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выделяются в зависимости от конкретной темы
3 Подраздел "Материал и методики"
В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.
Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то дается просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в нее внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это касается и случая когда применяется полностью оригинальная методика. В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.
4 Подраздел "Характеристика района исследования"
Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.
5 Подраздел "Результаты исследования"
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подпунктов, каждый из которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел "Обсуждение результатов"
В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например "Результаты исследования сведены в таблицу ¦1 (Приложение ¦)". В конце каждого подраздела делается краткий вывод.
III Раздел "Выводы"
В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования четких результатов получить не удалось, тогда вместо выводов пишется заключение, отличающееся несколько более пространными рассуждениями.
IV Раздел "Литература"
В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.
Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги, расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1см, слева 3см, сверху и снизу по 2см. Поля не обводятся!
Текст может быть напечатан на машинке или компьютере с межстрочными интервалами 1.5 знака (или, в крайнем случае, написан от руки черной или синей пастой). Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.