Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
В каком виде Вам удобнее получать информацию об успеваемости и посещаемости своего ребенка?
Всего 123 человека
Голосование
Анкета для родителей:Считаете ли Вы необходимым переход от бумажного дневника к электронному?
Всего 102 человека
Голосование
Анкета для родителей: Как часто Вы просматриваете обычный (бумажный) дневник?
Всего 107 человек
Голосование
Для чего вы заходите на школьный сайт?
Всего 130 человек

Организация исследовательской работы учащихся

Дата: 9 апреля 2014 в 13:06, Обновлено 7 апреля 2020 в 18:43
Автор: Смыкал Л. А.

Организация исследовательской работы учащихся

При выборе форм организации исследовательской работы необходимо учитывать следующие моменты:

  • содержание курса данного предмета
  • уровень развития и подготовленности учащихся
  • интерес учащихся к определенным разделам данного предмета

Одно из главных требований к формам и методам научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Многолетний опыт исследовательской практики свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигают азы исследовательской работы,  технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе исследований, составлять по данным научно-исследовательской работы и выступать с ними на научно-практических конференциях

 

  1. Необходимо правильно выбрать тему работы. Тема исследования должна отвечать нескольким условиям:
  • должна основываться на пройденном материале или текущем материале.
  • должна соответствовать тому направлению, в котором работает ученик или научное общество в целом.
  • должна быть интересна учащимся.
  1. Опираясь на формы и методы процесса обучения можно предложить несколько направлений исследовательской работы, с учащимися это:

а) наблюдения

  • за домашними питомцами
  • за зимующими, перелетными, кочующими птицами
  • за животными живых уголков, вивариев или экзотариумов
  • за комнатными растениями
  • за растениями в парках, скверах, на улицах города.

б) Проведение и дальнейшее описание экспериментов, опытов на комнатных растениях, растениях учебно-опытных участков, животных живого уголка, вивариев и т.п.

в) Проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.

г) Самостоятельная работа практического характера:

  • описание объекта (например, описание муравейников или геоботаническое описание площадок)
  • исследовательская работа, как один из видов самостоятельной работы

Направления исследовательской деятельности могут быть разные:

  • по заданию ВУЗов
  • по коммуникационным проектам
  • по методикам, описанным в литературе
  • по международным, региональным, областным, городским проектам.

Исследовать можно все!!! Любые объекты живой и неживой природы, используя при исследовании различные методики биологических или физико-химических анализов. Рекомендуется проводить исследования в комплексе!

Что дает реализация научно-исследовательской деятельности с учащимися?

Эта деятельность позволяет кроме образовательных решить ряд следующих проблем:

  • ознакомить учащихся с методологией и методикой объективного научного исследования
  • привить навыки по сбору, анализу и обработке информации
  • получить конкретные данные о состоянии местных экосистем и использовать их в дальнейшей работе на основании полученных результатов
  • взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений УДО

Правила оформления результатов исследовательской работы учащихся. Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.

I раздел "Введение"

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, ее научное и практическое значение.

II раздел "Основная часть"

1 Подраздел: "Цели и задачи"

Здесь автор должен сформулировать цель и задачи исследования, показать знания основных работ по исследовательскому вопросу, а также умение работать с литературой: подобрать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление. В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

2 Подраздел "Обзор литературы"

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы.

Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выделяются в зависимости от конкретной темы

3 Подраздел "Материал и методики"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то дается просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в нее внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это касается и случая когда применяется полностью оригинальная методика. В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

4 Подраздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

5 Подраздел "Результаты исследования"

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подпунктов, каждый из которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел "Обсуждение результатов"

     В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например "Результаты исследования сведены в таблицу ¦1 (Приложение ¦)". В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

III Раздел "Выводы"

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования четких результатов получить не удалось, тогда вместо выводов пишется заключение, отличающееся несколько более пространными рассуждениями.

IV Раздел "Литература"

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги, расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1см, слева 3см, сверху и снизу по 2см. Поля не обводятся!

Текст может быть напечатан на машинке или компьютере с межстрочными интервалами 1.5 знака (или, в крайнем случае, написан от руки черной или синей пастой). Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.