Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Здоровое питание – отличная учёба

Дата: 27 февраля 2016 в 23:18, Обновлено 17 октября в 21:42

Здоровое питание – отличная учёба

(Это надо знать школьникам, студентам и всем, кто хочет быть здоров!)              

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Если человек много ест, у него развивается ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, если ест мало, обрушивается дистрофия, сахарный диабет и много других заболеваний. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская как переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами.

Профессиональные заболевания учащихся: гастрит (воспаление слизистой оболочки желудка), холецистит, панкреатит, язвенная болезнь желудка, двенадцатипёрстной кишки. Что же привело к этому? Ненормально организованное, нерегулярное питание, наспех, всухомятку, плохо пережёванная пища на перемене, в автобусе, даже дома завтрак за 15-20 минут (в норме – не менее 30 минут). Симптомы этих заболеваний: боли в желудке, в брюшной полости, изжога, отрыжка, тошнота, запоры, даже язва.

Факторы, способствующие развитию гастрита, холецистита, панкреатита:

1.     Питание наспех, всухомятку.

2.     Питание с большими перерывами (желудочный сок выделяется при виде пищи, разговоре о ней, и выделяемый желудочный сок уничтожает слизь в желудке, травмирует его).

3.     Жевание жевательной резинки.

4.     Употребление копчёностей, жареной, острой, горячей, холодной пищи.

5.     Курение, алкоголь.

6.     Принятие лекарств (аспирин и др.)

7.     Нервные стрессы (нежные ткани желудка не выдерживают, разрушаются, образуя язвы).

Ешьте всё, но соблюдайте умеренность, правила питания

ПИТАНИЕ - ОСНОВА ЖИЗНИ

Если бы люди ели только тогда, когда очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче бы было управлять своей душой и телом.

                                                                                                                                                       Л. Толстой

Ключевые слова

ЗДОРОВЬЕ — не только отсутствие заболеваний и физических дефектов, но и состояние полно­го физического, духовного и социального благополучия.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, как каждого человека, так и данной социальной общности.

ПИТАНИЕ — поступление в организм и усвоение веществ, необходимых для восполнения энер­гетических затрат, обновления и построения тканей.

КАЛОРИЯ — единица измерения. Она используется для определения количества энергии, кото­рую высвобождает, выделяет какой-либо продукт. 1 калория — то количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть один литр воды на один градус по Цельсию. 1 килокало­рия (ккал) — 1000 калорий.

Информация для родителей

Что такое питание?

   С древнейших времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели они источник здоровья, силы, бодрости и красоты.

Знаменитый римский поэт Серен Симоник писал:

Те, кто считает желудок властителем нашего тела,

На справедливое, кажется мне, опираются мненье.

Так, если действует он безотказно, — все органы крепки,

 Если же болен, — и в них нарушенья тогда возникают.

Пища — это энергетический и строительный материал для нашего тела. Чтобы человек был здоровым, на многие годы сохранил активность, творческую работоспособность, он должен полу­чать достаточное количество необходимых веществ и к тому же в определенных, выгодных для орга­низма пропорциях.

  Питание — это совокупность процессов, свя­занных с потреблением пищевых веществ и их усвоением в организме, благодаря чему обес­печивается нормальное функционирование орга­низма и поддержание здоровья. Питание, од­нако, означает нечто большее, чем просто доста­точная обеспеченность незаменимыми макро- и микроэлементами. Принятие пищи — это боль­ше, чем просто питание. Это важный источник удовольствия, а также акт социального общения, и поэтому оно имеет культурное значение.     Для удовлетворения этих потребностей в Европе сло­жились характерные национальные традиции, кухни и культуры питания.

     Прием пищи, воды и наличие кислорода — вот основные факторы, определяющие нормаль­ное функционирование человеческого организма. Питание обеспечивает энергетические потребнос­ти, а также компоненты для важнейших струк­турных элементов организма. В совокупности с разумной физической нагрузкой и необходимой гигиеной все это представляет собой главные факторы, способствующие хорошему здоровью. Важное значение для здоровья имеет баланс меж­ду потреблением пищи, которая обеспечивает организм топливом (потребление энергии), и физической нагрузкой (расход энергии), хотя в определенных пределах организм способен быс­тро адаптироваться к изменениям в поступлении пищи и потребностях в энергии.

Здоровое питание требует потребления с пи­щей необходимого количества энергии в виде макроэлементов, а также достаточного потребле­ния незаменимых пищевых веществ, в число ко­торых входят витамины, микроэлементы, мине­ралы, незаменимые жирные кислоты и незаме­нимые аминокислоты. Потребности человека в различных веществах связаны с его энергетичес­кими потребностями, возрастом, ростом и весом. Они различаются в зависимости от физиологи­ческого состояния человека: находится ли он в стадии роста или нет, или женщина кормит ре­бенка грудью, или человек выздоравливает пос­ле тяжелой длительной болезни. На потребности в пищевых веществах также влияют такие фак­торы, как уровень физической активности, стресс, курение и потребление алкоголя. Практически невозможно установить точные потребности каж­дого человека в пищевых веществах, а они у каж­дого человека действительно разные. Поэтому «рекомендуемые величины потребления пищевых веществ» могут давать лишь самые общие реко­мендации относительно потребностей отдельных групп или всего населения.

     Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях, необ­ходимых для поддержания здоровья при любых состояниях, за исключением материнского моло­ка в течение короткого раннего периода жизни ребенка.

 Вот почему здоровое питание возможно толь­ко при потреблении разнообразных пищевых про­дуктов, которые вместе поддерживают требуемый баланс пищевых веществ. В этом смысле нельзя говорить о хороших или плохих продуктах: каж­дый продукт играет свою роль в поддержании этого баланса, но в то же время очевидно, что одни продукты богаче некоторыми пищевыми веществами, чем другие.

               Роль и особенности питания младших школьников

     Здоровье ребенка в значительной степени за­висит от питания. Особенно важна роль питания в младшем школьном возрасте. Организм млад­шего школьника продолжает расти и формиро­ваться. У детей бурно протекают процессы обме­на веществ, все органы и системы у них нахо­дятся в стадии роста, развития и формирования функций. Происходит развитие нервной систе­мы, становление и совершенствование высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы, интеллекта. Дети отличаются большой подвиж­ностью, в связи, с чем они нуждаются в соответ­ствующем поступлении энергии с пищей.

     Следует учесть такой факт: чем младше ребе­нок, тем активнее протекают у него все упомя­нутые процессы и тем чувствительнее он к лю­бым нарушениям в питании.

     Правильно организованное питание яв­ляется одним из важнейших условий, обеспечивающих нормальный рост и раз­витие детского организма. Питание необ­ходимо строить так, чтобы с пищей ребе­нок получал все пищевые вещества, ко­торые входят в состав тканей и органов, — белки, жиры, углеводы, витамины и ми­неральные вещества, а энергетическая ценность, т.е. калорийность, суточного рациона покрывала бы все энергозатраты растущего организма.

     Пища младших школьников почти не отлича­ется от пищи взрослых, но у них но сравнению с взрослыми в силу интенсивного обмена веществ и повышенных энергетических затрат, связанных с ростом и мышечной активностью младших школь­ников, потребность в ней более высокая и, что особенно важно, обусловливает необходимость обращать особое внимание на высокий уровень белков в рационе и достаточную его калорийность. Исследования показывают, что дефицит питания вызывает отклонения в физиологической деятель­ности больших полушарий головного мозга, что ведет к задержке интеллектуального развития. Пища необходима не только для восстановления затраченной энергии, она обеспечивает поступле­ние веществ, за счет которых происходит формирование новых клеток и тканей организма в свя­зи с его продолжающимся ростом и развитием.

    Как уже отмечалось, полноценность пищи в количественном отношении состоит в том, что она должна полностью покрывать энергетические зат­раты организма. Общий расход энергии у чело­века слагается из трех величин: основного обме­на, повышения обмена при приеме пищи и повы­шения обмена при различной деятельности. Энер­готраты организма выражаются в килокалори­ях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи.

      Основной обмен — это энергия, идущая на работу органов, обеспечивающих  жизнь челове­ка. Даже при относительном покое, во время сна, организм расходует энергию, необходимую для поддержания основных физиологических функ­ций — работы сердца, легких, почек. Величина основного обмена зависит от многих факторов: пола, возраста, веса, роста и др.

     Например, ребенок 6—10 лет почти полови­ну полученной энергии тратит на движение, а остальное на рост, дыхание, пищеварение, дру­гие процессы.

     Родители часто спрашивают врачей, чем и как кормить ребенка, чтобы добиться хорошего ап­петита и правильного роста и развития. Прежде всего, родители должны помнить, что не только недоедание, но и избыточное или однообраз­ное питание вредны для организма. При недо­статочной калорийности пищи уменьшается вес тела, ухудшается самочувствие, падает работос­пособность, снижаются защитные силы организ­ма, при избыточном питании значительно увели­чивается вес. Это может повлечь за собой различ­ные нарушения, и прежде всего, в жировом и хо­лестериновом обмене.

     Пища ребенка должна быть смешанной, вклю­чающей продукты мясные, молочные, раститель­ные, с достаточным количеством витаминов и ми­неральных веществ. Само собой разумеется, что все пищевые продукты, как растительного, так и животного происхождения, должны быть доб­рокачественными. Испорченные продукты содер­жат вещества, образующиеся в процессе порчи продуктов за счет жизнедеятельности различных микроорганизмов, в том числе болезнетворных, и способные вызвать тяжелые заболевания. Все продукты питания должны быть свежими, так как при длительном хранении меняются их вку­совые качества и химический состав.

Сбалансированное питание школьника

    Ваш школьник стал хуже учиться, стал рассеянным и невнимательным? Не спешите ругать его за плохие оценки, а для начала разберитесь : достаточно ли сбалансированное его питание? Витамины, минералы, антиоксиданты, микроэлементы и аминокислоты, получаемые с пищей, играют не последнюю роль в развитии школьника, влияют на его память и внимание. Кроме того, в рационе должен быть оптимальный баланс белков, жиров и углеводов. Поэтому позаботьтесь, чтобы в рационе вашего ребенка присутствовали следующие продукты :
1. Овсянка - идеальный вариант для завтрака. В ней содержатся полезные углеводы для пополнения энергетических запасов ребенка, а также витамин Е, калий и цинк, которые помогают мыслительной деятельности.
2. Молочные продукты (творог, молоко и кисломолочные продукты, сыр, сливочное масло)необходимы для умственной деятельности школьника, т.к. они содержат не только необходимые для сбалансированного питания белки и жиры, но и целую гамму витаминов и микроэлементов, среди которых кальций, фосфор, протеины, витамины группы В, которые влияют на рост мозговой ткани и функционирование нервной системы.
3. Рыба ,особенно жирная, такая как лосось, сельдь и сардина содержит очень полезные для функций мозга жирные кислоты (омега-3), улучшающие когнитивную функцию мозга. Кроме того, все морепродукты содержат йод, благотворно влияющий на щитовидную железу, дисбаланс которой может вызвать быструю утомляемость и расстройство внимания у вашего ученика.
4. Мясные продукты (предпочтительно – нежирная говядина, печень). В нежирной говядине содержится комплекс микроэлементов , таких как железо и цинк, а в печени витамин А, витамины группы В и РР. Кроме того, мясные продукты достаточно сытные и являются прекрасным источником энергии.
5. Яйца. Во-первых, яйца помогают пополнить суточную потребность организма в белке, а во-вторых, в желтках яиц содержится холин, который благотворно влияет на память.
6. Цельнозерновой хлеб содержит глюкозу и клетчатку, а также витамины группы В, что благотворно влияет на работу мозга.
7. Овощи и фрукты (помидоры, капуста, баклажаны, тыква, листовой салат, морковь, болгарский перец, яблоки, цитрусовые, хурма) являются источником витаминов и антиоксидантов, они подпитывают мозг и повышают работоспособность, кроме того активизируют иммунную систему и повышают сопротивляемость организма болезням.
8. Ягоды (клюква, черника, малина, ежевика, черная смородина) содержат антиоксиданты и положительно влияют на память, а содержащиеся в них витамины благотворно влияют на иммунитет. Кроме того, черника еще и помогает улучшить зрение.
9. Бобовые. Фасоль, горох и чечевица – это не только источник белков, а и кладезь клетчатки и сложных углеводов, а также витаминов группы В, С и А и минералов. Они снабжают организм глюкозой для четкой работы головного мозга.
10. Шпинат, содержащий витамины А, С и Е, фолиевую кислоту, антиоксиданты, а также железо, кальций и магний , положительно влияет на познавательные способности школьников и улучшает работу нервной системы.
11. Орехи, арахисовое масло – высококалорийный продукт и непревзойденный источник витамина Е, витаминов А и С, витаминов группы В, а также микроэлементов ( калий, магний, цинк, железо, натрий, фосфор, кальций и др.), что благоприятно сказывается на нервной системе и мыслительных функциях мозга

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.