План работы Родительского университета государственного учреждения образования «Домановичская средняя школа» на 2024/2025 учебный год.
Для родителей учащихся V-IX классов
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и
социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
♦ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
♦ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
♦ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
♦ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
• дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе-ния |
Форма проведе-ния |
Ответственные |
|
1-й класс |
|||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Сентябрь |
консультация |
Набиева Л.П., классный руководитель |
|
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
Ноябрь |
беседа |
Набиева Л.П., классный руководитель |
|
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Январь |
дискуссия |
Набиева Л.П., классный руководитель |
|
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Апрель |
тренинг |
Набиева Л.П., классный руководитель, Молчан И.Н., педагог социальный |
|
2- й класс |
|||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Октябрь |
Родительское собрание |
Шарай М.А., классный руководитель. |
|
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Декабрь |
лекция |
Шарай М.А., классный руководитель, Степанеева Л.М., заведующий ФАПом |
|
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Февраль |
семинар-практикум |
Шарай М.А., классный руководитель |
|
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Май |
круглый стол |
Шарай М.А., классный руководитель. |
|
3- й класс |
|||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Сентябрь |
Информация в родительский чат |
Русакова И.Я., классный руководитель |
|
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
Декабрь 1-я неделя |
лекция |
Русакова И.Я., классный руководитель |
|
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Январь |
дискуссия |
Дулуб С.П., классный руководитель |
|
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Апрель |
семинар-практикум |
Русакова И.Я., классный руководитель |
|
4- й класс |
|||||
1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
Сентябрь |
вебинар |
Дулуб С.П., классный руководитель. |
|
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
Декабрь |
семинар-практикум |
Дулуб С.П., классный руководитель. |
|
3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
Февраль |
круглый стол |
Дулуб С.П., классный руководитель |
|
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Май |
форум |
Дулуб С.П.., классный руководитель. |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток» (для родителей учащихся V-IX классов)
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5-й класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
октябрь |
Родительское собрание |
Гончарова Е.С, классный руководитель |
2 |
Ребёнок среди сверстников |
декабрь |
Родительское собрание |
Гончарова Е.С., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Меры наказания и поощрения в современной семье. Мой ребёнок становится подростком |
Сентябрь |
Консультация |
Гончарова Е.С., классный руководитель, педагог социальный |
3 |
Тема 3. Ребенок среди сверстников |
ноябрь |
Вебинар |
Гончарова Е.С., классный руководитель |
4 |
Межличностное общение подростков |
Декабрь |
консультация |
Гончарова Е.С.., классный руководитель |
6-й класс |
||||
1 |
Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
октябрь |
Родительский чат |
Ведяскина В.Г., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
декабрь |
Круглый стол |
Молчан И.Н., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
Родительский чат |
Ведяскина В.Г. классный руководитель |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
23.05.2025 |
Родительское собрание |
Ведяскина В.Г., классный руководитель |
7-й класс |
||||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. |
сентябрь |
Консультация |
Пунтус А.О., классный руководитель, Молчан И.Н., педагог социальный |
2 |
Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
ноябрь
|
Беседа |
Пунтус А.О., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
январь |
Круглый стол |
Пунтус А.О., классный руководитель |
4 |
Тема 4. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
апрель |
Родительский чат |
Пунтус А.О., классный руководитель, Молчан И.Н., педагог социальный |
8-й класс |
||||
1 |
Тема 1. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
сентябрь |
Онлайн-консультация |
Сильченко С.Н., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
ноябрь
|
Беседа |
Сильченко С.Н., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
февраль |
Родительский чат |
Сильченко С.Н., классный руководитель |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
апрель |
Семинар-практикум |
Сильченко С.Н., классный руководитель, Молчан И.Н., педагог социальный |
9-й класс |
||||
1 |
Тема 1. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. |
октябрь |
Родительское собрание |
Латышева И.А., классный руководитель, Степанеева Л.М., заведующий Домановичским ФАПом |
2 |
Тема 2. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. |
декабрь |
Родительский чат |
Латышева И.А., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. |
март |
Круглый стол |
Латышева И.А., классный руководитель
|
4 |
Тема 4. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
май |
Консультация |
Латышева И.А., классный руководитель |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
Родительские собрания для родителей учащихся 10 – 11 классов
10 класс
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового |
Ноябрь 2024 |
Круглый стол |
Ошурек Е.В., Степанеева Л.М., заведующий ФАПом |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку |
Январь 2025 |
Дискуссия |
Классный руководитель Ошурек Е.В., педагог социальный Молчан И.Н., педагог-психолог Бондарь И.М. |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
Март 2025 |
Дискуссия |
Классный руководитель Ошурек Е.В., педагог социальный Молчан И.Н., педагог-психолог Бондарь И.М. |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
Май 2025 |
Социально-психологический тренинг с элементами игры |
Классный руководитель Ошурек Е.В., педагог социальный Молчан И.Н., педагог-психолог Бондарь И.М. |
11 класс
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
Ноябрь 2024 |
Круглый стол |
Пунтус А.Г., классный руководитель |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Январь 2025 |
Конференция |
Классный руководитель Пунтус А.Г. педагог социальный Молчан И.Н., педагог-психолог Бондарь И.М. |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Март 2025 |
Дискуссия |
Классный руководитель Пунтус А.Г. педагог социальный Молчан И.Н., |
Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей |
Май 2025 |
Социально-психологический тренинг с элементами игры |
Классный руководитель Пунтус А.Г., педагог-психолог Бондарь И.М., Степанеева Л.М., заведующий ФАПом |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
Консультации для родителей учащихся X-XI класса
№ |
Темы занятий |
Дата проведения |
Ответственные |
|
10-й класс |
|
|
1 |
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания (семинар-практикум) |
октябрь |
Ошурек Е.В. |
2 |
Кем быть и каким быть? |
декабрь |
Ошурек Е.В. |
3 |
Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
февраль |
Ошурек Е.В. |
4 |
«Закон и ответственность несовершеннолетних. Родительский контроль несовершеннолетних в свободное время» (практикум) |
апрель |
Ошурек Е.В.. |
11-й класс |
|
||
1 |
«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении» (интерактивная лекция) |
октябрь |
Пунтус А.Г. |
2 |
«Как уберечь ребёнка от зависимостей» (круглый стол) |
декабрь |
Пунтус А.Г. |
3 |
«Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» (круглый стол) |
март |
Пунтус А.Г. |
4 |
«Как помочь детям подготовиться к экзаменам» (практикум) |
май |
Пунтус А.Г |