Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
В каком виде Вам удобнее получать информацию об успеваемости и посещаемости своего ребенка?
Всего 131 человек
Голосование
Анкета для родителей:Считаете ли Вы необходимым переход от бумажного дневника к электронному?
Всего 106 человек
Голосование
Анкета для родителей: Как часто Вы просматриваете обычный (бумажный) дневник?
Всего 114 человек
Голосование
Для чего вы заходите на школьный сайт?
Всего 139 человек

Методические рекомендации по организации изучения содержания обновленной Конституции Республики Беларусь

Дата: 24 марта в 22:35

Методические рекомендации

по организации изучения содержания

обновленной Конституции Республики Беларусь

15 марта 2022 года вступила в силу обновленная Конституция Республики Беларусь. В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

С этой целью необходимо использовать учебные занятия по учебным предметам «Обществоведение» (IX, XI классы), «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.

Обществоведение. IX класс. При изучении тем «Основной закон государства», «Права человека и гражданина в Республике Беларусь», «Государственная власть в Республике Беларусь» необходимо акцентировать внимание учащихся на основных изменениях и дополнениях, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года. В том случае, если эти темы уже изучены, для ознакомления учащихся с изменениями и дополнениями, внесенными в Основной закон белорусского государства, рекомендуется использовать резервное время, предусмотренное учебной программой (1 из 5 часов).

Обществоведение, XI класс. Изучить с учащимися изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, целесообразно в рамках изучения раздела учебной программы «Правовая система Республики Беларусь». С этой целью рекомедуется использовать резервное время, предусмотренное учебной программой (1 из 5 часов – на базовом уровне, 1 из 4 часов – на повышенном уровне).

При изучении учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне для изучения текста обновленной Конституции можно использовать один из уроков защиты ученических мини-проектов, предусмотренных примерным КТП.

Одной из форм ознакомления учащихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь может быть проведение тематических информационных пятиминуток, освещающих содержание обновленной Конституции, на каждом уроке учебного предмета «Обществоведение».

История Беларуси. IX класс. При изучении темы «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в.» (урок 63 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в IX классе) рекомендуется рассмотреть изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 27 февраля 2022 г. При изучении вопроса «Основы государственного строя суверенной Республики Беларусь» необходимо акцентировать внимание учащихся на появлении в системе органов государственной власти Республики Беларусь высшего представительного органа народовластия – Всебелорусского народного собрания.

Акцентировать внимание учащихся на изменениях и дополнениях в Конституции, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется также на уроке обобщения по разделу «Становление и укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь. 90-е гг. ХХ в. — начало XXI в.» (урок 69 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в IX классе).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с требованиями к результатам учебной деятельности учащиеся IX класса должны:

знать основные события истории Беларуси в 1990-е – начале XXI в., их даты (в том числе принятие Конституции Республики Беларусь, республиканские референдумы). В перечень дат, обязательных для запоминания, должны быть включены: 27 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года;

знать определение исторического понятия «Всебелорусское народное собрание». Определение данного понятия должно даваться с учетом новой Конституции Республики Беларусь;

уметь характеризовать основы государственного строя Республики Беларусь, результаты республиканских референдумов с использованием выдержек из документов. Для формирования данного умения целесообразно организовать практическую работу учащихся с фрагментами новой Конституции Республики Беларусь.

История Беларуси. XI класс (базовый уровень изучения учебного предмета). Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется рассмотреть при изучении тем «Становление государственного суверенитета Республики Беларусь», «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х   гг. ХХ—начале XXI в» (уроки №№ 52-53 – в соответствии с КТП синхронного изучения истории в XI классе). Если эти темы уже изучены, то – на одном из уроков обобщения (уроки №№ 63-67 в соответствии с КТП синхронного изучения истории в XI классе). Можно использовать также резервное время, предусмотренное учебной программой.

Учебный материал о принятии Конституции Республики Беларусь, внесении в нее изменений и дополнений по результатам референдумов 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусмотренный учебной программой, необходимо дополнить информацией о республиканском референдуме 27 февраля 2022 года и его результатах. Вопрос «Формирование ветвей государственной власти» необходимо дополнить информацией о Всебелорусском народном собрании как высшем представительном органе народовластия.

История Беларуси. XI класс. (повышенный уровень изучения учебного предмета). Для изучения изменений и дополнений в Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, рекомендуется использовать один из уроков-практикумов либо резервное время, предусмотренное учебной программой.

Для ознакомления обучающихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь целесообразно использовать внеурочные мероприятия. В частности, рекомендуется:

проведение тематического информационного часа «Обновленная Конституция Республики Беларусь – исторический выбор белорусского народа»;

проведение в XI классе стимулирующих занятий по изучению содержания обновленной Конституции с обучающимися, которые планируют сдавать вступительные экзамены по учебным предметам «Обществоведение», «История Беларуси» для поступления в учреждения высшего образования.

Выбор форм организации работы по ознакомлению обучающихся с текстом обновленной Конституции зависит от возрастных особенностей обучающихся.

В учреждениях образования рекомендуется оформление информационных стендов, освещающих изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

В кабинете обществоведения необходимо иметь текст обновленной Конституции Республики Беларусь.

Обращаем внимание педагогов на необходимость проинформировать абитуриентов 2022 года и их родителей об изменениях, связанных со вступлением в силу обновленной Конституции, в программах вступительных испытаний по учебным предметам «Обществоведение», «История Беларуси» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования I ступени или среднего специального образования (2022 год). На национальном образовательном портале (https://adu.by) в рубрике «Ученикам/ Подготовка к экзаменам» размещены программы вступительных испытаний.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.